ҚЗ  /  РУ  /  EN
     

Советы психолога

Советы выпускникам: как хорошо подготовиться и сдать ЕНТ, и при этом «не сойти с ума»



   Ежегодно ЕНТ сдают несколько сотен тысяч школьников в Казахстане. Как сочетать подготовку с отдыхом и как не паниковать перед тестированием? Вот некоторые высказывания казахстанских школьников, успешно сдавших ЕНТ в прошлые годы, а теперь студентов (курсантов) престижных ВУЗов.
Далее
1) Нуржан, курсант ВИИРЭиС:
  • очень многие считают, что ЕНТ – это больше про «вызубрить и забыть», я с такой позицией не согласен. В этом тесте важнее всего понять алгоритм решения, не запомнить его, а понять. Как только это происходит, подготовка сразу идет легче;
  • в трудные дни не позволял себе уйти в состояние паники. Меня спасали занятия спортом. Это очень помогало остановиться плохим мыслям, сосредоточиться на главном, и понять, что идет не так. А еще состояние страха, волнения и напряжения проходит если сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Реально работает;
  • еще очень сильно помогло правильное распределение времени и самоорганизация. Выпускной год помог научиться отлично чувствовать время.
2) Нелли, студентка КБТУ:
  • в первую очередь я разбирала те задания и темы, которые «западали». Например, я понимала, что не разбираюсь в тригонометрии, и долбила эти задания: несколько раз в неделю решала тест полностью. Решив его, отмечала, в каком месте все плохо, и прорабатывала это;
  • в этот период я открыла для себя разные практики типа аутогенной тренировки, нервно-мышечной релаксации и медитации. Но это было довольно тяжело, потому что из-за высокой нагрузки, еще английский дополнительно, я иногда просто засыпала. Сейчас думаю, что нужно было ответственнее отнестись к подобным практикам упражнениям.
3) Тамерлан, студент МУИТ:
  • много ошибок ребята допускают, когда волнуются. Понятно, что, когда сидишь на экзамене и у тебя затуманенный волнением разум, может многое не получиться. Поэтому перед настоящим ЕНТ нужны «репетиции»: причем, еще более сложные, чем сам экзамен. Для меня такими репетициями были олимпиады: там нужно находить выход за небольшое время и без шпаргалок. Попробуй устроить себе такой опыт дома или на уроках! Когда приходит понимание, что пусть ты и не победил, но решил задачу более сложную, чем предложат на ЕНТ, волнение исчезает — и ты идешь на тестирование спокойным;
  • в моем расписании есть время не только на учебу, но и на спорт. Я встаю в 6 утра и бегаю по разным маршрутам. Это помогает лучше мыслить и не крадет время для подготовки. Если занятие спортом сорвалось, я целый день чувствую себя овощем;
  • еще очень важен сон. Я никогда не ложусь позднее одиннадцати вечера.
4) Жанибек, студент МУИТ:
  • главное в подготовке к ЕНТ – это правильное распределение времени и чередование активностей. К экзаменам я готовился вместе с друзьями, мы выбирали сложные варианты и решали их все вместе, обсуждая задачи. Коллективный разум позволяет сделать все это быстрее и эффективнее;
  • самое сложное – не отвлекаться. Нужно понять, что «пожирает» твое время и вместо этого заняться более полезными вещами: подготовкой к экзамену, обсуждением сложных задач или отдыхом. Я, например, люблю играть в настольные игры с друзьями.
5) Диана, студентка КБТУ:
  • в подготовке к ЕНТ мне сильно помогли мои достаточно развитые организованность и самостоятельность. Я не злоупотребляла доверием родителей и педагогов, они верили мне, и я их не обманывала;
  • в жизни, учебе, на ЕНТ я надеялась только на себя, рассчитывала только на свои силы и знания, а не на удачу, и волю случая;
  • чтобы хорошо подготовиться, делала (писала) шпаргалки, но ими не пользовалась, легко попасться. Просто при их подготовке материал отлично запоминается. Делала их мелким шрифтом, места мало, поэтому выделяла в них только самое главное;
  • занималась спортом (спортивной гимнастикой), хотя, в старших классах пришлось отказаться от профессиональных занятий. Но помимо зарядки, в течение дня, всегда находила время для разминки и фитнеса. Вообще, спорт и преодоление физических нагрузок помогают мне достигать целей, быть собранной и волевой;
  • всегда старалась и стараюсь следовать рационально составленному распорядку дня, не надо «разбрасываться»;
  • не запускать и не накапливать задания, особенно по физике и математике, ни одной темы, ни одного параграфа. Если что-то не понял в классе, обязательно разберись дома. Проблемы накапливаются как снежный ком, одна непонятая тема влечет за собой другие;
  • никогда не стесняйся спрашивать. Это нормально переспрашивать если что-то непонятно, не нужно этого стыдиться. Преподаватель ценит тягу ученика к знаниям, ему приятно осознавать что к нему обращаются, пусть даже и по непонятой теме. Это и для него пища к размышлению (почему не поняли тему, как давать материал, работа над собой и т.д.);
  • не зубрить, а учить! Я старалась не заучивать материал, а разобраться, понять его. Если не получается решить какой-то пример, то пропусти его, делай дальше. Чаще всего потом решение приходит моментально;
  • не забывать про отдых и безделье. Должна быть смена деятельности (помогала родителям по дому, сидела в соцсетях, гуляла с подругами, готовила что-нибудь вкусненькое и т.д.). Раз в неделю – день полного ничегонеделания, но смотрите, чтобы он не затянулся;
  • некоторые старшеклассники садятся за уроки и «умирают», пока не сделают все. Я чередую: порешал-почитал-погулял-поел. Каждое занятие, например, по пол часа. И не надоедает, и мозг не «взрывается»»;
  • еще очень важно высыпаться. Лучше пораньше ложиться и пораньше вставать. Если ты устал – то ты «никакой»;
  • нужно аккуратно вести конспекты, обязательно яркими маркерами выделять в них главное. Лучше запоминается, то, что выделено и подчеркнуто (определения, формулы и т.д.);
  • чтение учит! Читать много хороших книг важно и необходимо. Особенно тем, у кого проблемы с языком, изложением своих мыслей, навыками анализа, логического и критического мышления. Занимательная и интересная книга – это еще и отдых.



Подзаряжаемся от своих мыслей!


   Иногда, в повседневной жизни, в монотонном ее потоке, как сейчас в изоляции, мы начинаем чувствовать себя немного истощенными, надоедает делать одно и то же каждый день. И до каникул еще далеко. И отдыха, когда ты не думаешь об уроках и домашнем задании, работе по дому и т.д., еще не видно. Что делать? На этот счет есть эффективная психологическая техника.
Далее
   Вот в чем ее суть. Попробуй отнестись к процессу выполнения работы, которая тебе не нравится – позитивно (положительно)! Со временем ты заметишь, что то, что ты делаешь без особого желания, но с позитивными мыслями («ух ты, какое интересное задание, как я сейчас его быстро сделаю…, как много полезной информации я узнаю…, это мне пригодится…, я самый умный…, я смог, у меня получается и т.д.) – количество энергии и хорошего настроения у тебя будет больше! Ты будешь подпитываться от этой работы! Секрет здесь простой: начинай думать по-другому – позитивно!
   Если ты думаешь, что тебе тяжело, то тебе и будет тяжело! А если ты, например, делаешь для тебя что-то тяжелое и неприятное (сложное домашнее задание и т.д.), но при этом думаешь, что это легко и приятно, то и другие твои мысли, и настроение в целом практически сразу становятся позитивными. Это доказанная практика. Так ты будешь отдыхать работая! Пробуй и у тебя получится!

   Поделись своими отзывами, как у тебя получается это упражнение. Пиши на почту avk151163bk.ru или WhatsApp на номер +77772552454.
С уважением, психологи Лицея!



Победим лень!


   Дорогой наш, лицеист! Ох, как нелегко заставить себя начать учиться. После таких длинных выходных, да и еще в домашних условиях. После такого расслабления, понимаем, тяжело собраться. Но надо! И у тебя это, самое главное, уже получилось. Ты же «Арыстановец»! Тебе все по плечу!
   Но все-таки, несколько советов и информации о лени. Знание своего «врага», того с чем ты сталкиваешься и почему, как с этим справляться, пригодится каждому из нас.
   Легче делать, легче начинать, легче встать, подняться, бежать и начать действовать тогда, когда рядом есть поддержка, когда ты не один - одноклассники и преподаватели (пусть в настоящее время и виртуально, на расстоянии), родители и родные, твои единомышленники, поддерживающие тебя дома. В таком окружении, когда ты не один, тебе легче справиться с ленью, с апатией и тоской. Ты быстрее понимаешь, что тебе надо:
Далее
1) восстановить свою энергию, подзарядиться, взять пример с того, кто действует рядом и на расстоянии можно и нужно за счет физических упражнений (тренировок), питания и отдыха. Самому начать действовать и получать заряд бодрости и энергию от этих трех составляющих, пусть и в стесненных условиях. Вот, например, сколько можно подобрать специальных физических и других упражнений для этого в условиях квартиры (частного дома): различные приседания, отжимания, подтягивания, водные процедуры, закаливание, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, медитация и т.д. В итоге – ты здоров, энергичен и дееспособен!
2) привести в порядок свои эмоции и чувства, которые возникают в условиях изоляции – справиться с эмоциональной ленью, выйти из эмоционального тупика: бесцельным и пассивным времяпрепровождением, когда ты ни отчего не получаешь удовольствие, когда твои эмоции и чувства тебя не зажигают, пропали вкус к учебе, интерес к дальнейшим планам, даже в компьютерные игры нет особого желания играть и т.д. В такой ситуации ты должен себя эмоционально «встряхнуть», «взорвать», пусть даже против своего желания. Это может быть наказание за твое «ничегонеделание», запреты или другое, что может тебя поразить, отвлечь, «взорвать»… Это похоже на ощущения при контрастном душе – после горячей воды сразу холодная (если решил попробовать, делай постепенно, как при закаливании). Посмотри на себя со стороны, посмотри на себя прежнего в Лицее, посмотри на себя – победителя, на подростка, который добился успеха. Ощути то, чем ты недоволен, возмутись тем, как ты к этому относишься. Скажи себе: «Все – хватит! До чего я дошел! Я не такой, я начинаю действовать! Я восстановлю прежние достижения и добьюсь большего!». Поговори с собой честно! И как только ты вышел из этого тупика, сразу же, немедленно начинай действовать! Это важно! Это работает!
3) разбудить свой дух, восстановить и подпитать свою мотивацию найти в себе силы побороть духовную лень. Это похоже на то, как будто ты потерял ориентиры куда двигаться и что делать дальше. Да, для нас всех пандемия и ее последствия – потрясение. Но жизнь на этом не остановилась. Надо идти дальше, заканчивать 9-й, 10-й, 11-й классы, готовиться и сдавать государственные экзамены, ЕНТ, переходить в следующий класс, поступать в высшее военное учебное заведение силовых структур Казахстана или за рубеж. Поэтому, соберись с духом! Вон сколько впереди у тебя дел. Но самое главное, для их свершения и побед у тебя есть огромный опыт самостоятельности и самодисциплины, прочный задел знаний, полученный в Лицее «Арыстан». Это, кстати, твое преимущество перед другими твоими сверстниками. Морально, духовно, психологически ты сильный и устойчивый, в Лицее тебя этому научили! Возьми на вооружение лицейский опыт (здесь ты небыл таким ленивым), соберись и действуй!
   Поделись своим опытом как ты справляешь с ленью.
   Ждем предложений, пиши на почту avk151163bk.ru или WhatsApp на номер +77772552454.
С уважением, психологи Лицея!


Как организовать своё время?


      Здравствуйте, уважаемые наши лицеисты!
   Всех нас сейчас объединяет нахождение практически в одинаковых условиях – частичная изоляция и необходимость постоянно выполнять санитарно-гигиенические требования, удаленность от места учебы (работы), отсутствие реального общения с преподавателями и одноклассниками, ограничения в физической активности и свободном времяпрепровождении по своему усмотрению и др.
Далее
   Через какое-то время (у каждого по-разному), находясь в таких условиях, мы начинаем испытывать дискомфорт и, естественно, возникает желание и необходимость все вернуть на свои места, или иным образом упорядочить свое времяпрепровождение, найти способы и возможности эффективно и продуктивно работать над собой в «четырех стенах».
   В своих сообщениях мы постараемся кратко обсуждать такие способы, и «вооружившись» ими, вы сможете вовремя и уроки выполнить, и в игры поиграть, и родителям помочь и собой позаниматься.
   Итак, первое наблюдение, которое вам непременно поможет. «Секрет» заключается в составлении своего распорядка дня. Что очень важно, вы это знаете и умеете. Призадумайтесь, ведь вы находились в Лицее тоже в определенной «изоляции». Вы приучили себя здесь жить по правилам и согласно распорядку дня. Редко кто из вас испытывал трудности по этому поводу. Наоборот, это вам помогало успешно осваивать программу обучения и самосовершенствоваться. У вас огромный опыт, даже у девятиклассников. Ваш организм и психика адаптировались. И если сейчас кто-то из вас растерялся, и не может организовать свой образ жизни в домашних условиях – просто берите на вооружение свой лицейский опыт. Ведь теперь, дома вы также находитесь в изоляции, только вынужденной, но при этом даже есть определенные послабления, которых вы всегда желали, будучи в Лицее. Главное – наполните свой день, так как это было в Лицее. При этом ориентируйтесь на расписание учебных занятий, а далее планируйте мероприятия с учетом смены деятельности (физические нагрузки в домашних условиях, помощь родителям, самоподготовка, компьютерные игры, чтение книг, просмотр фильмов и т.д.). Это поможет вам войти в нормальное рабочее состояние, поднять самодисциплину и организованность на необходимый уровень.
   Возможно, кто-то из вас уже перестроился и готов поделиться своим опытом планирования дел на день. Давайте обсудим это в последующих сообщениях. Пишите мне на почту avk151163bk.ru или Whats App на номер +77772552454


Учимся учиться! (Часть 1)


      Приветствуем вас, наши уважаемые лицеисты и родители!
   Давайте в этом сообщении поговорим о том, как надо учиться. На первый взгляд, казалось бы, все просто: слушаешь учителей, читаешь книгу, решаешь примеры, выполняешь домашнее задание, повторяешь, сдаешь экзамены и т.д. Но почему-то результаты у всех разные, и чаще хуже, чем мы ожидаем. Конечно, успех в обучении зависит от многого – наших индивидуально-психологических особенностей, желания, настроения, окружения и многих других факторов. Поэтому простого запоминания и заучивания информации недостаточно, надо, оказывается, и это очень важно, еще и уметь учиться! При этом постараться понять, как мозг, душа и тело работают совместно, чтобы усвоить полученные знания и создавать новые.
Далее
   Во-первых, в процессе обучения, как и в любом другом деле важна мотивация. Мотивация – первый шаг в процессе приобретения того или иного навыка. Очень трудно научиться чему-то, если не видишь в этом смысла, причины, почему ты это делаешь, зачем тебе это надо. Но смысл важен и по другой причине – это первый шаг к пониманию. Проанализировав и найдя связи между новым материалом и тем, что нам уже известно, мы начинаем его осмыслять.
   Есть простое упражнение, помогающее найти смысл и укрепиться в своей мотивации, занимаясь или желая заняться чем-либо. Задай себе вопрос «Зачем?» и дай честный ответ на него (не старайся себя обманывать)! Например: «Зачем я поступил и учусь в Лицее?», ответ: «Хочу подготовить себя к поступлению в ВУЗ силовых структур», а «Зачем?», ответ: «Хочу стать военным профессионалом», а «Зачем?», ответ: «Хочу стать офицером и служить в ВС РК», а «Зачем?», ответ: «Хочу оправдать надежды своих родных и продолжить традицию быть военным, заложенную отцом, дедом», а «Зачем?», ответ: «Реализовать себя в профессиональном плане и стать генералом», а «Зачем?», ответ: «Хочу приносить пользу своей стране и воспитывать других…» и так далее. Главное – стараться критично анализировать аргументы «за» и «против», обдуманно и честно отвечать себе (знайте, себя не обманешь! Раскрываясь таким образом (похоже, как мы чистим кочан капусты), мы доходим до сути, до самых корней причин того, зачем нам это надо. Такая техника работает! Пробуйте и вы укрепитесь в своей мотивации!
   Во-вторых, постарайтесь ощутить и получить позитив от такого процесса, как поиск. Это очень важные для человека действия. Поиск подобен пище, сну, и это поведение заложено в человеке на генном уровне, с рождения. Ведь именно поиск позволяет нам найти новое, или то к чему мы стремимся. Но давайте не будем охватывать большие горизонты и усложнять себе задачу, сосредоточьтесь на процессе поиска знаний и информации, возможности получать физические нагрузки, находясь дома в условиях изоляции. И как только у вас стало получаться, запомните ощущение успеха и удовлетворенности, радости от достигнутого. Запомните эти приятные эмоции и чувства – у тебя это получилось, тебе это удалось (выучить урок, написать контрольную, сделать сложное задание самостоятельно, сдать СОР, написать пробное ЕНТ без шпаргалок, выучить и понять правило, прочитать (осилить) книгу, помочь родителям по дому, отжаться или подтянуться и т.д.). Делайте, ищите и переживайте радость от достигнутого, пусть даже и небольшого! Поддерживайте в себе это состояние, не останавливайтесь, будьте в поиске и дальше! Ваши маленькие победы сейчас – основа больших достижений уже в недалеком будущем!
   В-третьих, находясь дома в условиях изоляции, у тебя есть прекрасная возможность понаблюдать за собой, в процессе обучения: как ты читаешь, запоминаешь, усваиваешь информацию, что тебе помогает, а что мешает в процессе обучения. Опять же, критично и честно проанализировать и сделать выводы. Даже можно проводить эксперименты с целью улучшить свои результаты. Вот некоторые факты из исследований и наблюдений о том, что помогает твоим сверстникам повысить результативность обучаемости:
  • умение сосредоточиться на процессе. Если ты делаешь уроки, то думай о том, что и как ты делаешь. Читаешь книгу – думай о прочитанном. Выполняешь физические упражнения – думай и представляй о том, как растут твои мышцы и т.д. В этом тебе поможет внутренний диалог (разговор с самим собой), где ты всегда можешь похвалить себя, или поддержать, если столкнулся с неудачами «Ведь это временно, завтра я пойду дальше и у меня все равно получится!»;
  • умение правильно конспектировать изучаемый материал. Качественно составленный конспект может послужить тебе и в будущем (в ВУЗе, в профессиональной деятельности, даже в разъяснении каких-то сложных тем уже своим детям). Это как кратковременная память, с помощью которой ты закладываешь кратко информацию в долговременную, а затем только останется ее разархивировать;


Учимся учиться! (Часть 2)


   В-третьих, находясь дома в условиях изоляции, у тебя есть прекрасная возможность понаблюдать за собой, в процессе обучения: как ты читаешь, запоминаешь, усваиваешь информацию, что тебе помогает, а что мешает в процессе обучения. Опять же, критично и честно проанализировать и сделать выводы. Даже можно проводить эксперименты с целью улучшить свои результаты. Вот некоторые факты из исследований и наблюдений о том, что помогает твоим сверстникам повысить результативность обучаемости:
Далее
  • важно научиться не перегружать свою кратковременную память. Этот тип памяти хранит информацию, которую требуется помнить недолгое время, большие объемы информации кратковременная память просто игнорирует. Наш мозг способен одновременно оперировать всего лишь тремя-четырьмя единицами информации. Долговременная память, наоборот, весьма вместительна. Там мы храним все воспоминания из прошлого (детство, наши проделки, а также, в том числе и все наши полученные знания из семьи, школы, ВУЗа, профессиональной деятельности). Поэтому умение в процессе обучения, усвоения нового знания и больших объемов информации дозировано загружать кратковременную память только важным и необходимым, от чего потом можно будет оттолкнуться и разархивировать основные знания из долговременной памяти, очень важно. То есть, приобретенный опыт должен пройти обработку кратковременной памятью, прежде чем сохраниться в долговременной. Кратковременная память как хорошо составленный конспект, обладающий небольшой емкостью, но большим содержанием после его прочтения.
   Поэтому твое обучение должно быть четко сфокусированным и дозированным. Знания и навыки должны быть разбиты на отдельные простые для усвоения фрагменты, на которых ты можешь концентрироваться по очереди, так можно освоить намного больше информации и получить знаний. Иными словами, необходимо следить за тем, чтобы любое новое знание могло «пролезть» в наш мозг через узкий «шлюз» кратковременной памяти – тогда впоследствии оно успешно сохранится в долговременной;
  • создание благоприятной атмосферы для занятий – освещение, пространство, мебель, звуки, отвлекающие факторы и т.д. Но, опять же, здесь надо исходить из возможностей и реальности, которые вас окружают. Старайтесь и умейте довольствоваться малым. Свое учебное место необходимо так организовать, чтобы тебя ничто не отвлекало (и ты сам не отвлекался) от учебы. Например, фоновая музыка или работа телевизора. Для выполнения физических упражнений она может быть и уместна, а вот для выполнения домашнего задания по учебным предметам может выступать помехой, в ходе учения невозможно работать в многозадачном режиме. Музыка занимает кратковременную память и тем самым мешает пониманию и усвоению информации. Но есть, например исследования, выводы которых говорят о позитивном влиянии ряда произведений классической музыки (не всей классической) на когнитивные способности человека.
   Давайте не будем переоценивать себя и свою кратковременную память, не пытаться одновременно слушать и понимать учителя, сидеть в интернете, разговаривать с другом или заниматься еще чем-либо параллельно;
  • умение справляться с волнением и переживаниями по поводу невыполненного задания или других неудач. Но надо понимать, что это не значит быть безответственным. Справиться с переживаниями – это значит уметь признать свои промахи и ошибки, сделать правильные выводы, извлечь уроки, приобрести полезный опыт, взять его на вооружение и идти дальше. Не получилось еще раз, «встать» и опять идти дальше. И не жалейте себя;
  • конкретизация того, что собираетесь понять или освоить (сосредоточься на чем-то определенном – правиле, его применении, решении задачи, примерах и т.д.). Ставьте перед собой столько задач, сколько реально вы в силах способны выполнить. Лучше на следующий день сделайте больше, чем сегодня останется что-то невыполненное. Незавершенное почти всегда вызывает неудовлетворенность и угнетает. Но, уважаемые наши лицеисты, не ищите оправданий и причин для того, чтобы облегчить себе задание или не выполнить его. Это не наш путь. Ты способен на большее, и ты знаешь это! В Лицее ты делал намного больше.

   В следующих сообщениях мы планируем порассуждать на такие темы, как «ответственность», «сила воли», «усердие», «самодисциплина», «терпение», «лень». Возможно, у вас есть другие запросы и пожелания. Давайте обсудим, ждем предложений, пишите на почту avk151163bk.ru или Whats App на номер +77772552454